Ваша компания
ГлавнаяО ДОУРодителямПубликацииПРОЕКТЫФотоальбомВопросы-ответыСведения об образовательной организации

Публикации

Консультация для родителей
«Рисование песком».
 
Подготовила:
Воспитатель
Леонова Н.Л.

 
Рисование песком — это один из нетрадиционных способов изобразительной деятельности. Познакомившись с этим необычным искусством, я познакомила с ним детей. Впечатление неповторимое. Но об этом позже...
Что же это за искусство?
Этот необычный вид искусства называется Sand art (искусство песка), появился в 70-е годы ХХ столетия. Основоположник этого направления режиссёр – мультипликатор Кэролин Лиф.
Песок — это та же краска, только работает по принципу «света и тени». Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.
Песок — материал эмоционально притягательный. Кроме того, создание песочных композиций, рисунков на песке «свободно от ошибок». Рисуя песком невозможно ошибиться, все можно исправить. А если захотеть, то и  превратить один рисунок в другой. Можно так же использовать дополнительные материалы в своей работе (бросовый материал, игрушки, камушки и т.д).
Работа с песком оказывает положительное влияние на развитие воображения, внимания, мелкой моторики, произвольности поведения у детей. «Общение» с песком гармонизирует состояние человека. Это очень благотворно действует на так называемых гиперактивных детей, а также детей с мышечным тонусом. Ведь песок это медитативный, расслабляющий материал – в течение получаса общения с песком стабилизируются все эмоциональные и физические процессы. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Ребенок живет в мире всевозможных ограничений, которые называются воспитанием. Так должно быть для развития социально адаптированной личности. Но  для воспитания и развития творческой личности, личности, способной искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, ценить свое мнение - ребенку необходимо иметь пространство,  в котором он может быть просто собой, может фантазировать и мечтать. 
Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе. Таким пространством может стать рисование песком.
Рисование песком имеет ряд важных аспектов, которые не дает классический рисунок. Прекрасное занятие для детей и взрослых. Работа с песком способствует расслаблению и снятию напряжения, помогает развить внутреннюю свободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества.
Ребенку нравиться играть с песком, погружать в него руки, создавать рисунок, стирать его и опять создавать новый. Такой процесс помогает снять напряжение, избавиться от стрессов, страхов и душевных переживаний. Психологи считают песок хорошим медитативно - расслабляющим материалом, который хорошо гармонизирует состояние ребенка.
Рисование песком - это своего рода релаксация. Это не та техника, где выражаются основы художественного образа. Здесь главное выразить свои эмоции, чувства, фантазию. Рисование способствует, развитию мелкой моторики, вниманию, улучшению координаций движений, пространственному  восприятию, эстетическому и художественному восприятию. Сделав ошибку, можно все стереть и нарисовать заново.
А вот еще несколько причин, чтобы научиться рисовать песком самому, и обучить этому ребенка:
1. Простота. Чтобы попробовать себя в песочной анимации, не нужно покупать дорогие материалы? потребуется только чистый просеянный песок, лампа (источник света) и стекло (оргстекло). Вместо песка подойдет манная крупа.
2. Пластичность. С помощью песка легко менять детали изображения.
3. Борьба со стрессом. У любого творчества есть побочное антидепрессивное действие. Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует.
4.  Красота. Наблюдая за работой художников, невозможно оторвать взгляд.
 
по материалам сайта:
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЁНКА К ПОСЕЩЕНИЮ ДЕТСКОГО САДА
 
Подготовила:
Старший воспитатель
Л.А. Сенокосова
 
1. Убедитесь в собственной уверенности в том, что детский сад необходим Вашему ребёнку именно сейчас. Вместе с тем, главный критерий готовности малыша - готовность его родителей. Если кто-то из членов семьи против посещения детского сада, то это следует отложить до тех пор, пока родители не объединятся в своём желании.
2. Расскажите ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы он пошёл в детский сад. Но ни в коем случае не делайте из этого события проблему, не говорите часто о предстоящей перемене в его жизни. Вообще, всех бабушек-дедушек, нянечек или просто друзей-знакомых, которые твердят, что детский сад - это зло, слёзы и болячки, изолировать на время. Сейчас Ваша задача – позитивно настроить ребёнка на грядущие перемены.
3. Проходя мимо детского сада, радостно напоминайте ребёнку, как ему повезло – он сможет ходить сюда. В присутствии малыша рассказывайте родным и знакомым об ожидаемом событии, о том, что Вы гордитесь тем, что его приняли в детский сад.
4. Подробно расскажите ребёнку о режиме дня в детском саду: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет Ваш рассказ, и чем чаще Вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя малыш, когда пойдёт в сад. Детей пугает неизвестность, но когда они видят, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, они чувствуют себя уверенно.
5. Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведёт: стесняется, уединяется, конфликтует, дерётся или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
6. Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, о том, к кому он может обратиться за помощью, как он сможет это сделать. При этом важно не создавать у ребёнка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и именно так, как он хочет. Попробуйте проиграть все эти ситуации дома.
7. Приготовьте вместе с ребёнком "Радостную коробочку", с которой он отправится в детский сад: положите туда небольшие игрушки (не очень нужные, недорогие, может, самодельные), которые нравятся Вашему малышу и точно обрадуют других детей. От этого выигрывают все: ребёнок более спокоен, быстрее адаптируется, родители видят, что малыш чувствует себя уверенно, входя в группу, ведь у него в руках – частичка дома и тепла рук мамы, которая изготовила вместе с ним эти вещицы. Воспитатели тоже будут рады пополнению игрового материала группы. И ещё один плюс: когда у малыша есть, чем играть, чем поделиться с товарищем – он быстрее освоится в новом коллективе, подружится с ребятами.
8. Научите малыша знакомиться с другими детьми,обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои услуги, свои игрушки другим детям. Первые дни в детском саду можно начать с совместной прогулки. Дайте Вашему ребёнку возможность самому подойти, познакомиться с детьми, гуляющими на участке. Возможно, что Ваш малыш, заинтересовавшись, сам после прогулки попросится в группу.
9. Чем больше друзей (детей и взрослых) появится у Вашего ребёнка, тем быстрее он привыкнет и к детскому саду.Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими детьми. Называйте их в присутствии Вашего ребёнка по именам. Дома спрашивайте своего малыша о Лене, Саше, Серёже. Поощряйте обращения Вашего ребёнка за помощью к другим людям.
10. Поиграйте с ребёнком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает он с этой игрушкой, что говорит,помогите вместе с ребёнком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребёнка через неё, ориентируя игру на положительные результаты.
11. А теперь очень важный момент. Поймите и запомните:чем лучше будут Ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще Вашему ребёнку будет привыкнуть к детскому саду и тем комфортнее он будет себя чувствовать.
12. Познакомьтесь с воспитателями и педагогами группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребёнка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребёнка.
13. Будьте снисходительны и терпимы к другим, идеальных людей нет. Но при этом обязательно проясняйте ситуацию, тревожащую Вас. Главное – делайте это в мягкой форме или с помощью специалистов.
14. В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом, иначе позже Вам придётся пожинать эти горькие плоды. Если Вы заметите, что ребёнок опасается воспитателя или не очень ему доверяет, постарайтесь почаще говорить о воспитателе, хвалить его, спрашивать о воспитателе ребёнка, подчеркивая, какая она добрая, красивая, хорошая, заботливая и т.д.
15. В период адаптации поддерживайте малыша эмоционально. Теперь Вы проводите с ним меньше времени, поэтому компенсируйте это качеством общения – чаще обнимайте, разговаривайте. Скажите ему: "Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает грустно. Когда что-то новое начинается, сначала всегда бывает трудно, а потом привыкаешь и становится интересно. У тебя всё получится".
16. Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания, и малышу будет проще отпускать Вас.
17. Не устраивайте ребёнка в садик только потому, что у вас родился ещё один ребёнок, даже если это и облегчит вам жизнь. Ваш старший сын или дочь и без того почувствует, что в доме появился напрошенный гость, и ваше решение он непременно истолкует как своё изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему новорождённого. Поэтому если вы, ожидая ребенка, всё же решите отдать старшего в детский сад, сделайте это заранее, до появления малыша.
18. Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребёнку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку - не считайте, что он заменяет семью.
19. Помните, что на привыкание к детскому саду ребёнку может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если в этот период у семьи будет возможность подстроиться под особенности адаптации своего малыша.
 
по материалам сайта:
Консультация для воспитателей
«Развитие творческого потенциала детей посредством песочной терапии».
 
подготовила
Леонова Н.Л.
 
Карл Густав Юнг – основатель песочной терапии, говорил: «Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».
Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, что ему интересно, то чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, мы можем использовать песок в процессе специальных занятий, целью которых является интеллектуальное развитие ребенка.
Взаимодействие с песком – одно из популярных в мире направлений арт-терапии. Мягкость, тягучесть песка действуют на ребенка успокаивающе, расслабляют, гармонизируя эмоциональное состояние. Кроме того , справедливо считается, что действия с песком позволяют детям избавиться от стрессов, страхов, переживаний, способствуют снятию напряжения, тревожности и фобий.
Для работы нужны столы со стеклянной поверхностью и подсветкой.Подсветка может быть белая или цветная.
Для индивидуальной работы возможно использование импровизированных индивидуальных (персональных) планшетов. Для рисунков используют речной или морской песок, заранее просеянный, промытый и прокаленный. Песок можно набрать на пляже, либо приобрести в зоомагазине или аптеке (кварцевый песок).
Для придания цвета изображению используется цветной песок в зависимости от темы изобразительной деятельности или детского замысла, например «Золотая осень» - песок желтого цвета, «Летний лес» - песок зеленого цвета, «Морские обитатели» – синего цвета, «Восход солнца» - красного цвета.
При изображении одной картины можно использовать несколько цветов, но «раскрашивать», таким образом, рисунок целесообразно в конце обучения, когда дошкольники полностью овладеют техникой рисования песком.
Песок можно окрасить самостоятельно с помощью пищевых красителей, гуаши или приобрести уже окрашеный в зоомагазине.
Вместо песка можно использовать другие сыпучие материалы: соль, манку, рис, молотый кофе.
Работа над рисунком начинается с фона. Набирают песок в кулаки и рассыпают его равномерным слоем по стеклу. Засыпать фон можно так же с помощью ситечка.
Фон может быть как светлым, т.е. без песка, так и темным – когда все засыпано сыпучим материалом. Для рисования на светлом фоне набирают немного песка в руку и, выпускают его тоненькой струйкой из зажатого кулачка, изображают границы образов.
Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата. Техника рисования песком проста. Например, если прижать правую ладонь к столу, а потом медленно растянуть песок, получаются волны. Если собрать руку в кулак и сделать несколько круговых движений, а потом с помощью большого пальца вытянуть лучики, то получиться закат солнца.
Особенности техники изображения:
Кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами, рисование одним пальцем, одновременное использование нескольких пальцев,симметрично двумя руками, отсечение лишнего, насыпание из кулачка.
Чтобы разнообразить детскую творческую деятельность, детям предлагаются различные инструменты: мячами с разной фактурой,  грабельки, одноразовые вилки и ложки, ситечки, воронки, массажёры, формочки для выпечки, шаблоны, трафареты, прозрачные трафареты, игрушки. А так же природный и бросовый материалы: камушки, ракушки, стекляриус, пуговицы, фломастеры и т. д.
Использование песка в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ: рисунок всегда можно подкорректировать, не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей рисования песком – все поправимо.
Обучение технике рисования песком проводится малыми группами (4-6 человек), по желанию детей, меняющие друг друга в течении 1 часа, раз в неделю по 20-25 мин.
Занятия проводятся в форме сказки или игры. Во время занятий  играет тихая музыка, во время рисования песком затемняется освещение. Это позволяет детям легче и глубже погрузиться в состояние игры и сказки, а значит стать более открытым новому опыту, познанию, развитию.
Создавать песочные картины можно и на бумаге:
  • на лист картона наносят ровным слоем клей ПВА, засыпают песком (манкой), стряхивают лишний песок, на получившейся поверхности рисуют эскиз, затем раскрашивают гуашью); цветным песком при помощи клея ПВА;
  • на картоне делают эскиз будущей композиции (можно использовать готовые раскраски), наносят клей на элементы работы, которые будут одинакового цвета, посыпают участки песком нужного цвета, стряхивают лишний и т.д.).
Кроме плоских рисунков можно создавать объемные композиции с помощью цветного песка. Для этого используются различные стеклянные сосуды, которые заполняются цветным песком. Нужна только воронка, стеклянный сосуд, цветной песок и богатое воображение. И заплещется море, появится радуга, зацветут яркие цветы. И это прекрасное продолжение нашей песочной сказки.
Песком можно рисовать не только по бумаге, но и декорировать различные поделки. Используют эту технику в украшении рамочек для фото, елочных игрушек, готовых поделок из бумаги, глины, пластика.
Использование песка в ходе изобразительной деятельности способствует формированию у детей таких навыков, как передача композиции, пропорций изображения, владение оттенками света и тени. У дошкольников развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь), умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие.
 
по материалу сайтов:

 Консультация для воспитателей
«Создание речевого центра в группе».
 
Подготовила:
  Старший воспитатель
Сенокосова Л.А.
                                                     
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому мы заботимся о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение, имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Уже давно доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Педагоги, работающие с детьми-логопатами, давно пришли к выводу, что речевые уголки должны быть в группах, должны привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве.
Речевая развивающая среда должна способствовать реализации следующих факторов:
- восприятие речи взрослых;
- наблюдение за языком;
- вовлеченность в активную речевую среду;
- диалог между взрослыми.
Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.
Задачи построения речевой развивающей среды:
- обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
- обеспечение богатства сенсорных представлений;
- обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;
- обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;
- обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.
Компоненты РРС: речь педагога, методы и приемы, оборудование.
Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.
РРС 1ой младшей группы:
  • Грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;
  • Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец, сопряженная речь) ;
  • Методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать (чтение, рассказы) ;
  • Самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек и др. (на развитие инициативной речи) .
РРС 2ой младшей группы:
  • Грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;
  • Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);
  • Методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, чтение, рассказы);
  • Организация «уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания картинок, игрушек, книг, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем) .
РРС средней группы:
  • Грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;
  • Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации, формирование навыков общения со сверстниками, знакомство с формулами речевого этикета);
  • Методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя – акцент на стимулирование познавательного интереса);
  • Организация деятельности в «уголке интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи) .
РРС старшей и подготовительной групп:
  • Грамотная речь педагога;
  • Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, умений грамотного отстаивания своей точки зрения);
  • Методы и приемы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения);
  • Организация деятельности в «уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира, организация восприятия с последующим обсуждением).
Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка.
Как уже апробировано практикой при организации речевого центра необходимо соблюдать следующие требования:
Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало (индивидуальные зеркала, игровой, дидактический, наглядный материал.
Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме.
Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
Не следует перегружать уголок оборудованием.
Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы.
Ей можно придумать название, например «Уголок речи и грамотности», «Учимся говорить правильно», или просто выделить место. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, её героем может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке.
Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи:
- развитие словаря ребёнка
- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи)
- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами)
- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи)
- подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения)
- развитие мелкой моторики и графомоторной функции
- знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок)
Оборудование и наполнение речевой зоны:
1. Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи:
«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.
2. Формирование фонематического восприятия и слуха:
Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ) ; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата») ; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы» и др.
3. Развитие артикуляционной моторики:
Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики звука.
4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи):
Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в ассортименте Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Логопедическое лото»; «Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю (Р, Л) »
5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте:
Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; символы для звуко – буквенного анализа, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д. ; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Букварь» Н. С. Жукова, «Чтение по слогам», «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; книжки-малышки и др. «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе? »; «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др. ; серия «Умные игры», ребусы.
6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий:
Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.
7. Развитие связной речи:
Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.
8. Развитие мелкой моторики:
Сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам) ; «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв) Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др.

 

Консультация для педагогов
"Организация предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с  ФГОС".
  
Старший воспитатель:
Сенокосова Л.А.
 
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова) .
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы .
Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде:
1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. доступность среды, что предполагает:
2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
 
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды (табл. 1)
Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием (например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п.). Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:
- показ предмета и его называние;
- показ действий с предметами и их называние;
-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно-развивающей и игровой среды детского сада.
Секреты формирования культуры поведения в процессе нравственного воспитания дошкольников.

Материал подготовила:
И.А. Томилина
 
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. Но случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в семье. 

Советы для родителей.
1. Беседуйте с детьми.
Беседуя с детьми, вы побуждаете их думать и говорить. Задавая им два - три вопроса, даёте ребятам высказаться. Это позволяет понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью взрослого ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и т.д.
2. Читайте и анализируйте художественные произведения вместе с детьми.
Например, В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница». Эстетический фон создают стихи, загадки, песни, включённые работу с детьми. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности включайте детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, можно создать рисунки по мотивам сказок, рассказов, организовать выставку работ.
3. Играйте с детьми.
Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. При помощи игры можно решать самые разные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого – средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего – школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.
Можно использовать такие игры и упражнения:
- направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу»);
- направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Цветовое настроение», «Маски, «Мы артисты»);
- направленные на овладение детьми невербальными средствами общения («Угадай кто я», «Зоопарк», «Скульптор», «Где мы были – вам не скажем, а что делали - покажем»);
- направленные на овладение детьми вербальными средствами общения («Подари цветок», «Молчанка», «Большой разговор», игра интонациями);
- направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают») и др.
4. Наблюдайте за деятельностью взрослых в процессе игр, занятий, труда.
Улыбка взрослого, кивание или покачивание головой, контакт, взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка — все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.
Эффективность нравственного воспитания зависит от условий, способствующих усвоению культуры поведения.
1. Позитивный настрой детей.
2. Пример взрослых
3. Связь с семьей.
Воспитание культуры поведения, нравственных привычек осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований взрослых в окружении ребёнка; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Здесь необходимо помнить про единство следующих принципов обучения и этикета:

  • принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников;
  • принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.
Таким образом, мы, взрослые поможем детям усвоить навыки культурного поведения ( проявление вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарные навыки оказания помощи, приветливые формы общения и т.п.), научим понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскроем их. Общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) станут внутренними стимулами развития формирующейся личности.
 Профилактика и коррекция личностных расстройств у детей дошкольного возраста.
 
педагог - психолог  
МДОУ "Детский сад№43"
Харитонова Елена Ивановна
 
В работе с детьми дошкольного возраста часто приходится сталкиваться с жалобами воспитателей и родителей на «плохое» поведение ребенка: агрессия, капризы, растерянность. За симптомом «плохого» поведения прячется боль детской души, и попытка защитить себя от этой боли. Задача окружающих ребенка взрослых действовать согласованно, терпеливо, сострадательно для преодоления и исправления развития личности ребенка. Неадекватное поведение ребёнка у воспитателей и родителей вызывают разные чувства, и порой они сами провоцируют и укрепляют то или иное «плохое» поведение ребенка. Поэтому при выстраивании коррекционной программы необходимо включать в стратегию исправления «плохого» поведения ребенка  и родителей и воспитателей.
Нарушения восприятия чувства собственной ценности во многом является причиной «плохого» поведения у ребенка. Высокая самоценность - это «чувство ценности собственного бытия, которое не нуждается в том, чтобы его доказывали и оправдывали какими-то успехами или способностью их добиваться (в крайнем случае, оно может быть лишь проверенно)» (М.Шелер). Личностные расстройства ребенка формируются из приспособительных искривленных стратегий защиты личности на ту или иную воспринимаемую им ситуации. К снижению самоценности ребенка может привести как отрицательные оценки ребенка (игнорирование, обесценивание, насилие), так и постоянное возвышение через похвалу(нарциссическое любование, воспитании по типу кумира семьи). Мы, взрослые, не можем непосредственно влиять на процесс выращивания самоценности, но можем оказать существенную помощь в формировании опосредующего процесса - рассматривания, понимания и оценивания происходящего с ребенком и вокруг него. Взрослый нужен ребенку для формирования своего Я.
При взаимодействии с ребенком взрослые должны создать условия для полноценного  развития  Я ребенка:
1)уважительное внимание;
2) справедливая оценка;
3) признание безусловной ценности его личности.
Иными словами, конструктивным взаимодействием можно считать такое общение, в котором ребенка увидели (он получает внимание), оценили (справедливая оценка) и вступили с ним в диалог с предельным уважением и деликатно дать понять, какое впечатление он произвел своим поведением или талантами, и не смотря на его ошибки или успехи, он принят и любим просто потому, что он это он. В противном случае, формирование самооценки ребенка замедляется или полностью блокируется, а все силы начинают направляться на формирование защитных механизмом личности.
Рассмотрим некоторые разновидности защитных механизмов ребенка: истеричность - им часто лгут, не ценят того, что они делают, не обращают внимание «Я? А что это такое? У меня есть желания, но они никого не интересуют. Но если я «устрою театр», тогда я получу внимание. Конечно, меня могут наказать, но, по крайней мере, я не буду пустым местом. А может быть, кто обо мне и позаботиться»; жадность - страдает от боли утраты своего Я, сам он не имеет ценности «Сам по себе, без специальных усилий по приобретению необходимого, я не имею ценности. Чтобы быть кем то, я должен иметь что-то, чего нет у вас всех, и этим превзойти вас».
Таким образом, можно выделить мотивы детей:
1) привлечь внимание - они все время хотят быть в центре внимания, не давая воспитателю проводить занятия, другим детям играть;
2) власть - важно быть главным, пытаются установить власть над взрослыми и детьми, разрушают установленный порядок;
3) месть – за реальную или вымышленную обиду, мстить могут взрослым, детям или всему миру, который «так не справедлив к ним»;
4) избегание неудач – страх поражения, неудачи, что предпочитают ничего не делать, им кажется, что они не удовлетворяют требованиям взрослых или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с поведенческим проблемами включает в себя четыре типа навыка для конструктивного взаимодействия:
1. Распознать истинную цель поступка ребенка (диагностика, определяем мотив, сильные и слабые стороны).
2. В соответствии с нею выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку (выбираем техники экстренного вмешательства).
3. Разработать стратегию  своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных поступков у этого ребенка в будущем (используем  техники воспитательного воздействия в зависимости от мотива ребенка, для повышения его самоуважения).
4. Понять, какие социальные умения и навыки не сформированы у ребенка, и что приводит к нарушениям поведения (помочь установить нормальные отношения со сверстниками и взрослыми, почувствовать свою коммуникативную состоятельность, привлечение родителей в стратегию коррекции нарушений личностных расстройств у ребенка).
Для определения  мотива ребенка  и тактики воспитательных воздействий на него необходимо точно собрать факты, описать поведение ребенка. Заполняем  таблицу наблюдений с определёнными графами: поведение ребенка, частота поведения, слова ребенка, свои чувства. Воспитатель  наблюдает и конкретно описывает «где, когда, как часто и что конкретно ребенок делал» без слов «всегда», «никогда», «ничего», избегая субъективных оценок. Характеристика  ребенка должна содержать точно описание того, что именно, часто ли и когда  ребенок делает то или иное действие (плачет, дерется, отказывается). Регистрируем частоту поведения, избегая слова «часто», «временами», «все время», отмечаем конкретное количество раз (в день). Фиксируем слова ребенка в течения дня (недели). Для полной диагностики воспитатель должен обратиться к самому себе: к своим собственным чувствам, которые возникают у него в ситуации нарушения поведения; к  импульсу, что хочется сделать в ответ на то или иное поведение ребенка – ведь во многом наша ответная реакция влияет на укрепление «плохого» поведения ребенка.
По результатам диагностики определяем мотив нарушения поведения (внимание, власть, месть, избегание неудач), выбираем методы построения отношений с ребенком в зависимости от сильных и слабых сторон его  мотива.
Принципы профилактики и коррекции поведения в зависимости от мотива:
  • власть – избегайте прямой конфронтации, направлять инициативность ребенка в социально приемлемые ситуации, использовать стратегию «мягкой твердости»;
  • месть – строить отношения, чтобы чувствовали заботу о них, обучение способам выражения  страданий, боли, приглашение к разговору;
  • избегание неудач – формирование веры в успех,  сменить установку «Я не могу» на «Я могу», помогать преодолевать барьеры, изолирующие их от группы сверстников;
Общеизвестно, личностные расстройства у дошкольников очень часто происходят из за нарушенных внутрисемейных отношений, стиля семейного воспитания.  Поэтому необходимо привлечь родителей к работе с трудным ребенком, через дискуссии, беседы, консультации, собрания, клубы.  Психолого - педагогическое воздействие в детском саду  и поддерживающая помощь родителей  дома дополнят друг друга, следовательно  результат будет более эффективный  и быстрый.
Неоценимая помощь в коррекции и профилактики проблемного поведения ребенка  это использование единых  стратегий в детском саду и дома: приглашать ребенка помогать вам ежедневно в решении самых насущных задач, формируйте чувство сопричастности (к группе, к семье); поощрять  выражение  детьми своего мнения и позволять им делать выбор; устанавливайте правила совместно с ребенком (запрещающие, разрешающие); оказывайте моральную поддержку  ребенку, когда он старается помочь другим (взаимопомощь).
Моделируйте свое отношение к ребенку исходя из следующих принципов: принятие – любить безусловно, а не за то что он  делает или должен сделать; внимание – уделять, дарить позитивное внимание  ребенку; выслушивайте – выслушайте внимательно то, о чем он хочет сказать, не перебивая и не останавливая на полуслове; признание – покажите свое уважение; одобрение -  высказывая ребенку что  нравится, поддерживая тем самым в нем уверенность, что в нем есть что то хорошее; теплые чувства – создавать теплую эмоциональную атмосферу; теплые прикосновения – гладить, обнимать, удовлетворять потребность  положительного физического контакта; контакт глаз – на уровне роста  ребенка, позиция на равных формирует доверительно-уважительные отношения.
Для профилактики и коррекции нарушений личности в дошкольном возрасте взрослым необходимо взять на себя роль ненавязчивого лидера, который помогает справиться ребенку с собой, подталкивает ребенка к необходимости осознанного выбора, включает в процесс установления правил, построение дисциплины на позитивных взаимоотношениях и повышения самоуважения с помощью поддержки.

 

Литература:
1. С.В.Кривцова, Н.В. Дятко. Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста, лекции 1-4, Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2009
2. С.В.Кривцова, Н.В. Дятко. Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста, лекции 5-8, Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2009
 
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ И ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
 
 педагог - психолог
МДОУ "Детский сад№43"
Харитонова Елена Ивановна
 
 

В условиях реализации принципа преемственности дошкольного и начального образования педагоги сталкиваются с проблемой полноценной и эффективной подготовки ребенка к школьному обучению. Успешное освоение ребенком образовательной программы начальной школы возможна, благодаря достижению им к моменту завершения дошкольного образования определенного уровня общего развития.
Под общим уровнем развития понимают три взаимосвязанных аспекта: физиологический, личностный и психологический. Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состояния его здоровья. Личностная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, к новому отношению к окружающему миру и самому себе. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе рассматривается как качества и свойства детской психики, которые включают личностно–мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и другое. К сожалению, не у всех детей к концу дошкольного возраста сформирована готовность (включая физиологическую, личностную, психологическую) к систематическому школьному обучению.
Затруднения в обучении ряде случаев могут быть вызваны недостаточной сформированностью отдельных функциональных систем психики. Можно выделить две основных причины, следствием которых является такая несформированность.
Первая из них связана с индивидуальными особенностями онтогенеза ребенка. Факторами, приводящими к отставанию в формировании психики ребенка, могут быть условия среды (внутрисемейные отношения, плохие условия жизни), в которых растет ребенок, препятствующие нормальному процессу развития.
Вторая причина, занимающая особое и статистически значимое место в связи со школьной неуспеваемостью, соотносится с так называемыми «минимальными мозговыми дисфункциями» (ММД). Следствием этой причины является изменение функционирования мозга в целом и (или) отдельных его структур. Основой формирования ММД могут являться патология беременности и родов, наследственные и экологические факторы, перенесенные в раннем детстве заболевания и черепно – мозговые травмы.
Возрастание количеств детей с ММД во всем мире привлекает внимание различных специалистов, в том числе и психологов. Характерно, что ММД в дошкольном периоде онтогенеза достаточно часто не попадает в поле зрения педагогов детского сада именно в силу своей минимальности. При переходе их детского сада в школу обнаруживается, функциональны дефицит, затрудняющий последующее полноценное освоение школьной программы. В условиях нагрузок, связанных с адаптацией к учебному процессу может иметь место регресс некоторых недостаточно сформированных и закрепленных в индивидуальном опыте психических функций, что приводит к сбоям в учебной деятельности.
Мозговые уровни формируются в онтогенезе постепенно, как «кирпичики», надстраиваясь один над другим и незрелость различных участков «кирпичика» головного мозга у ребенка приводит к нарушению или осложнению в психическом развитии, что сказывается на обучении ребенка. Без нормализации работы мозга у ребенка бессмысленна тренировка памяти, внимания и самоконтроля.
Содержание и структура занятий.
Исходя из этих данных, в нашем детском саду с целью профилактики и своевременной коррекции детей с нарушениями и отклонениями развития педагогом – психологом были разработаны конспекты занятий, включающие в себя не только упражнения на развитие интеллектуальных способностей, но и комплекс специальных упражнений для стимуляции межполушарного взаимодействия головного мозга.
На коррекционно-развивающихся занятиях развитие ребенка начинается «снизу – верх», что предполагает под собой двигательную активность ребенка, которая в свою очередь, влияет на развитие мозговых структур.
Цель занятий: формирование условий для гармоничного развития ребенка.
Задачи:
1. Стимуляция межполушарного взаимодействия головного мозга телесными упражнениями для развития интеллекта ребенка;
2. Использование комплекса специальных упражнений для тренировки мышц рук наряду со стимулирующим влиянием на синхронизацию работы полушарий головного мозга;
3. Повышение работоспособности головного мозга, применяя массаж, глазодвигательные и дыхательные упражнения;
4. Развитие определенных способностей: умение использовать схемы; уметь ориентироваться в пространстве; умение действовать по инструкции; умение классифицировать; понимать объяснения; умение сравнивать результаты с образцом; умение контролировать и корректировать свое поведение; интерес к учебе; терпение; самостоятельность.
 
Комплекс психологических  воздействий состоит из 32 занятий с периодичностью два занятия в неделю. Продолжительность занятия 25 – 30 минут. Оптимальное число участников группы 8 – 10 человек; группы набираются по возрасту детей.
На первых занятиях большое внимание уделяется обучению и правильному выполнению комплекса специальных упражнений на развитие межполушарного взаимодействия. На последующих занятиях  эти упражнения используются как разминка для активизации работоспособности мозга.
На всех занятиях используются отдельные рабочие листы, в которых работают дети. Рабочие листы составлены по определенным темам: «Развитие логики», «Ориентировка в пространстве», «Развитие внимания и зрительного восприятия», «Графический навык».
Периодически занятия проходят в зале, где много места для подвижных игр и телесных упражнений таких как «Вездеход», «Качалка», «Мы охотились на льва» и другие.
На отрытые коррекционные занятия приглашаются родители, где даются индивидуальные рекомендации на их ребенка, отмечаются достижения и «проблемки», которые необходимо преодолевать совместными усилиями.
Педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, а помощь со стороны взрослых эффективной только в том случае, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребенка и учитывают специфику его стартовой готовности к обучению в школе.
 
Литература:
1. Сиротюк, А.Л. [Коррекция обучения и развития дошкольников] /А.Л. Сиротюк. – Москва: Творческий центр Сфера, 2002.
2. Сиротюк, А.Л [Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения] /А.Л. Сиротюк. – Москва: Творческий центр Сфера, 2003.
3. Сиротюк, А. Л. [Коррекция обучения и развития школьников] /А.Л. Сиротюк. – Москва: Творческий центр Сфера, 2002.
4. Астапов, В.М [Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития]: хрестоматия по психологии /составители В.М. Астапов,  Ю.В. Микадзе. – СПб.:Питер, 2001.
5. Нижегородцева, Н.В., [Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе]: пособие для практических психологов, педагогов и родителей /Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001.